Коль знатен человек то, богат, иль умом славен, да по смертному одру он возлежь творити, то есть мера, яко его душу удержати, да в слуги себе прибрати.
Кто сие ведать будет, то все тайны того человека изведает, да то на благо и на худо пустить то сможет. Вот как то творяетсья, вот как душа замыкаетсья:
Надобно на черной нитине тринадцать швейных иголок наверстить, да опосля оба конца той нитины связати вместе да сказати:
«Узлом сошлось, то житие на смерть пришлось. Аминь».
Тако надобно то сказать да под ложем при смерти будущего человека сие положити, да про себя сказати:
«Яко душа отойдет, то кругом пойдет.
То поп не отпоет, то господь не призовет,
То бес не достанет, то в кружине она грянет.
Да тринадцать железных стрельцов прилагаю,
Да душу *Н* из круга не отпускаю,
То мне она прислужит,
То мне службу сослужит,
Слова мои исполнит,
Дела сотворит,
На блажь уложит.
Аминь».
То сказано про себя.
Опосля, коль человек смерть примет, надобно сей вяз прибрати, да сказати:
«Тело схоронитсья, душа мне прислужитсья,
Нить не развяжетсья, иглы не поломаютсья,
Да мои слова сей душой исполнятсья,
Да все дела мои сведутсья,
Да Никем не переведутсья.
Аминь».
Тако надобно с могилы сего человека прибрать землицы, да в шкатулку деревянную засыпать. Тамо кусок коры осины положить, да сей вяз с иголками уложить.
Тако шкатулку хранить в тайном месте, иже она ключь к душе усопшего, а душа усопшего в кругу иголочном.